В старинной, очень популярной русской пляске «Спиря» плясун часто подражал пьяному человеку. «Эта остроумная пародия на подвыпившего человека представляла собой фейерверк сложнейших, осмысленных положений, чередовавшихся в самом причудливом рисунке и построенных главным образом на равновесии. Под аккомпанемент балалайки, лиры или жалейки исполнитель демонстрировал образцы высокого мастерства …
А. Климов. Основы русского народного танца.— М., 1981., стр. 90»:
…
«Плясал Иван удивительно, — описывает одиночную пляску И.С. Тургенев, — особенно «рыбку». Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга — да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь — да и представляет движения рябки, которую выкинули из воды на сушь: так и изгибается и этак, даже каблуки к затылку подводит».
А. Климов. Основы русского народного танца.— М., 1981., стр. 91:
…
Интересное описание
перепляса дает исследователь Дона, А.А.
Казмин: «Наконец, затягивают плясовую,
выступают плясуны, которые, став друг
против друга, попеременно начинают плясать,
вводя каждый раз новое колено—фигуру.
Этим «коленам и счету нет: пляшут на ногах,
пляшут на животе, пляшут на спине и даже
на голове, а именно: когда проделают обыкновенные
фигуры, один из плясунов становится на
голову и выделывает ногами под пение
разные фигуры».А. Климов. Основы русского народного танца.— М., 1981., стр. 103-104: