Народные игры для детей от 7 до 12 лет

Акцент  на «мягкие», общеразвивающие игры (различные хороводные и пр.).

1.       Гори, гори ясно. ( Горелки )

Дети берутся за руки, образуя пары. Пары стоят одна за другой «ручейком». Впереди «ручейка», в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках. По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль «ручейка». Бегут по одиночке к ведущему стараясь выхватить платок. Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке. Игра продолжается со следующей парой детей.

2.         Золотые ворота.

3-4 детей стоят в кругу с поднятыми руками, условно являясь «воротами». Другая часть детей выстраиваются в «цепочку» под песню. Впереди стоящий в цепочке водит их в «ворота». Как песня заканчивается «ворота» опускают вниз руки и те, кто оказался пойманными в кругу, присоединяются к «воротам». Снова поют песню и оставшиеся дети в «цепочке» проделывают то же самое. Играют до тех пор, пока не останется 3-4 играющих, которые по желанию становятся «воротами», а стоящие в «воротах» начинают ходить «цепочкой». Игра в этом случае продолжается.

3.         Ворон вороватенький.

Дети становятся один за другим «гуськом», крепко держась за пояс друг друга, Поётся песня, ребята легко раскачиваются из стороны в сторону. Как только песня заканчивается, впереди стоящий (условно «голова») начинает ловить последнего в веренице. Пойманный становится «головой» и снова ловит стоящего в конце вереницы. Так постепенно все переходят в «ловцов».

4.         Кострома.

Дети водят хоровод в центре которого сидит «Костромушка». Пропев песню спрашивают хором «Живали Кострома?» «Кострома» отвечает: «Жива!». Дети ;

«Что делаешь?». «Кострома»: «Тесто завожу» (показывает действиями). И так дальше: «печёт блины», «ест», «объедается», «хворает», «умирает». После чего поётся про «поминки» и «Кострому» уносят «хоронить».

5.         Уж я улком шла.

Взявшись за руки дети образуют «цепочку», С одного конца которой по спирали закручивают под песню «клубок», вокруг стоящего в другом конце «цепочки». Этот же играющий, как только клубок закрутился, пытается выбраться из круга, пробираясь под руками наружу и вытягивая за собой всех.

6.         Как у дядюшки Федота.

Ребята становятся кругом взявшись за руки, водят хоровод и поют песенку. В центре круга мальчик «Федот», или девочка «Арина» по окончании её, показывает какое-нибудь действие, связанное с движением и все стоящие в хороводе повторяют его. Не выполнивший движение становится «Федотом» («Ариной»). Игра продолжается. Вместо «Федота» и «Арины» могут называться имена самих играющих.

7.         Бабка Ёшка.

Считалкой выбивается «Бабка». Она с кнутиком в руках сидит в сторонке в «домике». Ребята собираются гурьбой, подходят к «бабке» и начинают дразнить её: «Бабка Ёшка, костяная ножка… и т.д.» Девочка, которая является «бабкой» выскакивает якобы из своего домика и догоняет детей. Кого кнутиком задела, того забирает с собой в «домик». Далее дети снова возвращаются   и   продолжают   дразниться.   Таким   образом,   поймав нескольких играющих «бабка» усаживается с ними в «домике». Оставшиеся ребята приходят к ней и отпрашивают «пленников»: «Бабушка, отпусти наших ребят.» «Бабка» спрашивает у пойманных: «Не будете дразниться?», на что те отвечают: «Нет!» «Бабка»: «Ну идите». И как только она их отпускает, дети снова принимаются за своё. И вновь пойманный игрок сменяет «бабку». По желанию игра продолжается.

8.         Я качу колечко.

Все сидят на лавочке. Руки складывают «лодочкой». Ведущий под песенку прячет в чьи — нибудь ладошки колечко. И на словах; «А, ко мне}», тот у кого было спрятано колечко, соскакивает с места и бегом направляется к ведущему. Если соседи, сидящие рядом не успели удержать, устеречь игрока с колечком, то он становится ведущим. Тот кто водил до этого, садится на его место.

9.         Дударь.

Ребята ходят по кругу, взявшись за руки и поют песенку. В центре хоровода стоит «дударь». Пропев песенку хором спрашивают у «дударя»; «Дударь, дударь, что болит?» «Дударь» отвечает: «Голова» (спина, брови, уши. и т.д.). И все ребята, находящиеся в хороводе, одновременно правыми руками берут рядом стоящего соседа за названное «больное место». Песенка для «Дударя» поётся 2-3 раза и когда, в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит ?», он отвечает: «Здоров!». Выбирает из круга на своё место другого и игра продолжается.

10.       Месим тесто.

Ребята стоят кругом, держась за руки. В ритм словам: «Месим, месим, месим тесто», (повторяют 3 раза) медленно сходятся. А припевая песенку: » Эх, дуйся пузырь…» — расходятся широким кругом, растягивая его до тех пор, пока кто-нибудь не отпустит рук и «пузырь» не лопнет. Кто рук не удержал, того ставят в круг. Снова «месят» «тесто» и «раздувают пузырь». И так хоровод постепенно уменьшается, т. к. ребята, не удержавшие рук при натяжении «пузыря», уходят стоять в середину круга.

11.  Шёл козёл дорогою.

Под песенку один играющий бегает вприпрыжку. На словах; «Нашёл козу безрогую» выбирает себе пару. Взявшись за руки бегают вприпрыжку уже вдвоём на слова песенки ; «Давай с тобой попрыгаем…, размыкаем печаль.» Запевают снова, пара расходится и каждый для себя выбирает другого играющего. Бегающих под песенку оказывается уже две пары. Дети расстаются снова и каждый из них приглашает новых ребят для парной «прогулки». Количество играющих пар разрастается и постепенно все присутствующие вовлекаются в игру.

12.       Сидит олень.

В центре хоровода, на стульчике сидит «олень». Припевают песенку и начинают «одевать» на него различные вещи, отдавать «фанты» (платки, (брошки, бусы и т.п.) После того как песенку пропели, выбирают двоих ребят «думных бояр», которые встают спиной к «оленю». «Олень», снимая с себя по одному «фанту» спрашивает у них: «Думные бояре, что этому фанту делать?». «Думные бояре» назначают задание. По очереди разыгрываются все фанты.

13.       Корыта колыбатся.

Двое играющих встают лицом друг к другу и взявшись за руки поднимают их вверх, образуя, таким образом «ворота». Прежде чем начаться игре, «ворота» сговариваются между собой: какие названия они дадут друг другу — по названию зверей, предметов, овощей и т.д. (Один, например: «лиса», другой — «волк») Названия закрепляются за каждым из них. Таким образом, они будут опрашивать ребят и набирать свои команды. Остальная часть играющих становится «цепочкой», держась за руки и пока поётся песня пробегают под «воротами». Песня заканчивается и «ворота» опускают руки, внутри оказывается пойманный, которому на ушко шёпотом предлагают выбрать одно из двух названий (например: «лиса» или «волк»), которые выбрали перед началом игры «ворота». Пойманный так же шёпотом им отвечает кого он выбрал и становится в команду к «лисе» или «волку». Игра продолжается до тех пор, пока все ребята из «цепочки» не будут так же распределены по командам, которые, даже если они оказались не равночисленными, должны перетягивать друг друга.

14.       Хороню я золото.

Вечерошная игра начинается так же, как и игра «Я качу колечко» (№ 8), с той лишь разницей, что колечко кладётся в ладошки девушкам. Рядом с ведущим ходит парень и следит за тем, кому положили колечко. Песенка заканчивается и парень должен угадать у кого оно спрятано. В случае угадывания — целует девушку.

Вечёрочные, игровые и хороводные песни

15.       Заинька во садочке.

Играющие становятся в круг, а один — «заинька» — по середине. Хоровод начинает движение. Когда в песне поётся: » заинька сорви цвет», «заинька» изображает, что он рвет цветочки, а на словах «свей венок», показывает будто он плетёт его; «возьми в круг», — выбирает себе из хоровода в пару мальчика (если в центре девочка) или девочку (если в центре мальчик). Когда поют; «положи» — «на головку», — изображает, что кладёт «свитый венок» на голову того, кто выбран в круг. На словах; «вон из круга» «зайчик» выскакивает за хоровод.

16.       Ой, некуда заиньке.

Ребята водят хоровод, в центре которого «заинька1. При словах «некуда заиньке выскочить» «заинька» старается выскочить из круга, но играющие опускают свои руки то вниз, то поднимают вверх — не пускают «зайца» из круга. При словах «ну-ка, заяц щёком — боком…» — пляшет. «Развернись», «поклонись», «поцелуйся» • проделывает все эти действия. Окончив песенку играющие останавливаются и место «заиньки» занимает другой.

17.       Бояры.

Играющие делятся на две группы, которые встают «стенками» друг против друга, держась под руки. «Стенка» парней — «бояр» подходит к «стенке» девушек -«боярынь» на первый куплет песни( «Бояры, а мы к вам пришли»); притопывают ногой и отходят на прежнее место («Молодые, а мы к вам пришли»). Следом подходит «стенка» девушек с пением («Бояры, вы зачем пришли») и отходят на своё место («Молодые, вы зачем пришли»). Дальше следует поочерёдное движение стенок друг на друга. На словах «Нам вот эта мила (т.е. невеста), парни выбирают девушку и ставят её к себе в «стенку». На словах «Она у нас дурочка», «стенка» медленно приближается к «боярам», кланяется им одновременно и отходит на своё место («Ой, ди — младо…»). Таким же образом действует «стенка» парней. Это движение продолжается до конца хоровода.

18.       Селезень утку загонял.

Играющие становятся в круг, в середину которого ставят «утку», а за кругом «селезня». Играющие запевают песню и хоровод начинает двигаться по кругу. Во время исполнения песни «селезень», как в игре «кошки-мышки», находясь за кругом старается поймать «утку». А для этого пытается проникнуть внутрь круга, но его всячески удерживают играющие. Игра продолжается до тех пор, пока «селезень» не поймает «утку»; далее на их место выбираются другие.

19.       Летал воробей.

Ребята водят круговой хоровод , в центре которого «воробей». В песне поётся, что он видел; как ходят парни, девушки, старушки. И на припевке; » И вот эдак , и вот так!..», «воробей» изображает походки молодца, девушки, старушки.

20.       Мак, маковистый.

Дети водят хоровод. Поют: «Как сеют мак» На припеве; «И вот эдак, и вот так» -показывают, как рассеивают мак (движения напоминают, как из решета разбрасывают семена в землю). Слова: «Как полют мак» обыгрываются так, как если бы из земли то правой, то левой рукой вырывали травку, выбрасывая за плечо. «Рвут» мак, наклоняясь, вырывая из земли и кладут в левую руку. Затем его «едят», вытряхивая из маковой коробочки семена на ладошку, из ладошки высыпают в рот. Действия разыгрываются в соответствии со словами песни.

21.       Заплетися плетень, (летний хоровод)

Водящие хоровод встают в одну линию, держась за руки. Крайние справа поднимают руки, образуя «ворота». Стоящий в конце левой стороны хоровода заводит в эти «ворота» «цепочку» и выводит на своё место. Поскольку руки на протяжении всего хоровода не размыкаются, то второй от начала стоящий в «воротах», проворачивается по ходу движения (по часовой стрелке) вокруг правого плеча, и закручиваясь, кладёт правую руку себе на левое плечо. Его правая рука, будучи частью «ворот» «закрутилась», а левую руку он поднимает для «ворот» с третьим участником хоровода. Вновь крайний с другого конца «закручивает плетень» и уже третий участник, поворачиваясь по часовой стрелке через своё правое плечо, оборачивает вокруг шеи правую руку, и она оказывается лежащей на левом плече. «Ворота» образуются уже между третьим и четвёртым. После очередного закручивания передвигаются на четвёртого и пятого. Далее, когда все «заплелись» поют вторую часть песни со слов: «Расплетися, плетень…» и, начиная с последнего, закрутившегося в «плетне», идёт расплетение. Крайний слева начинае двигаться против часовой стрелки, описывая небольшой круг, тем самым

освобождаясь от рук на плечах. (Рук при этом никто не размыкает). Т.е. -раскручиваются, «расплетают плетень» (см. Примечание)

Примечание: В последующих описаниях значения «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки», заменяются на понятия «по солнцу» и «против солнца».

22.       Я у батюшки жила, (летний хоровод)

Хоровод водится парами. Пары встают друг за другом по кругу. Девушка, тыльной частью правой руки опирается на талию. Левая — вытянута в сторону центра круга. Парень стоит за спиной, придерживает обе её руки. Запевается песня и пары идут по кругу «против солнца».

Я у батюшки жила

Я тетёрочку пасла

Со слов: «Ох, я, я тетёрку пасла…» девушки поворачиваются через правое плечо «по солнцу» под левыми руками парней. Правые их руки размыкаются и девушки разворачиваются в другую сторону от своих парней, т.е. начинают ходить в обратном направлении «по солнцу». Движения встречные. Встречаются с «чужими» парнями, то правой, то левой рукой, расположенных ладонями вперёд. Руки на уровне груди. Описывают зигзаги: встречаясь правыми руками они обходят друг друга с левой стороны, левыми руками — с правой; и так двигаются одновременно два круга: круг парней и круг девушек. Ритмично, немного приплясывая.

23.        Ихохода. (летний хоровод)

Двое держатся правой и левой руками, образуя «ворота»; руки при этом опущены. «Ворота» стоят в стороне от «вереницы», во главе, которой -«Тетёра». Движения хоровода сопровождают сюжет песни:

«… там тетёра шла…» (зигзагами водит детей)

«… подходила она…» (подводит всех к «воротам»)

«… становилася она…» (все останавливаются)

«… сокланилася она…» (все кланяются)

«…уж вы, братцы, мои…» (выпрашивает у «братцев», стоящих в

«воротах» пропустить её «с малым детушкам…»)

На словах: «Откуль бралася лиса», «братцы» руки поднимают и «тетёра» с «детьми» начинают бегать через «ворота» «цепочкой». На последних словах «братцы» резко опускают руки и от «цепочки» отсекают или последнего, или нескольких участников. По желанию хоровод может повторяться.

24.       Ты, заря, ты моя зоренька, (весенне-летний хоровод)

Стоят по кругу. Каждый стоящий в хороводе держит соседа правой рукой под локоть. Хоровод движется «против солнца». Движение в такт песни с левой ноги.

25.       Селезень мой, сизкосастый. (девичий, весенне-летний
хоровод)

Круговой хоровод. Двигаются ритмично, держась за руки, (руки на уровне груди). Когда поётся про «старушек» в круг выходят несколько девушек, изображая танцующих, сгорбленных старушек. Встают снова в круг. На словах: «там молодки скачут-пляшут,.., платком машут» 3 — 4-е девушки, выйдя в крут пляшут за «молодок». Когда очередь доходит до «девушек», в круг выходят несколько девушек: пляшут поднимая руки.

26.       Как пошла стрела. (весенний хоровод) Все встают «стенкой». Двигаются через одного, т.е. первый берёт за руку третьего и они следуют парой вдоль стенки и встают в конце. Второй берёт четвёртого и движения повторяются. Так стенка перемещается с одного места на другое.

27.       Шла утка лугом, (весенне-летний хоровод)
Хоровод трёхчастный.

I          часть: Ходят кругом на словах:

Шла утка лугом, Ведёт детей кругом. Старшего и большого Среднего и меньшого

часть:  Круг рассыпается  и  все пляшут по — одиночке, свободно передвигаясь.

часть: Со слов: «Селезень ловит утку» двое образуют ворота, остальные
тут же, берясь за руки, образуют «цепочку» и бегают через ворота до тех
пор, пока не закончится песня. По окончании — «ворота» резко опускают руки.

28.       Александровская берёза, (троицкий хоровод)

I          вариант: Хоровод водят вокруг наряженной берёзки.

II         вариант:  В центре хоровода стоит девушка. Слова:  «Она листьями
шумела»,  сопровождаются тем,  что  «берёзка»  из стороны  в сторону
развевает полы сарафана. «Золотым венком сияла» — правой рукой над головой описывает круги. На быстрой части песни, и девушка, и гуляющие по хороводу начинают приплясывать.

29.       Пущу я кубел. (святочный хоровод)

Ходят «стенка» на «стенку», медленно, степенно. Кланяются друг другу, (см. № 17)

30.       На речушке, на мосту, (плясовая песня)

Пары встают лицом друг к другу, образуя коридор. От первой пары,

стоящей в «коридоре» идёт условный расчёт (первая — вторая; первая -вторая и т. д.) Все первые пары одновременно начинают следующие движения: парень с девушкой, приплясывая идут навстречу друг другу и в центре обходят, или кружатся под локотки и встают каждый на своё место,за один куплет с припевом. Например:

На речушке, на мосту,

Настя мыла фартук,

Калинка, моя,

Моя малинка, моя!

На  следующий  куплет  все  вторые  пары  танцуют так же.  Так они

чередуются.

При долине куст калиновый стоял, (плясовая песня)

Зародилася Дуняша. (плясовая песня «крутуха»)
Кружатся вдвоём под руки, сомкнув руки в замок.

Аи, бабы нет. (хороводно-игровая песня)

В центре кругового хоровода «баба», за кругом ходит «мужик» с плёткой. Когда пропели песню, «мужик» берёт за руку любого из хоровода и спрашивает: «Чьи ворота?». Тот отвечает; (например); «Московские». Дальше идёт импровизационный диалог:

Бабу мою видел (видела)?

Видел.  ,

—      Где она? (Сочиняет, где ее видел и при каких обстоятельствах, выявляя лень «бабы», гульбу по разным местам и непокорность мужу) «Мужик» может, таким образом, интересоваться 3-4 раза у разных людей. Наконец, последний указывает на «бабу» в кругу. «Мужик» заходит в круг и ведёт расспрос, почему она была там-то, гуляла с тем-то, после чего она винится перед ним за свои проступки и просит прощения.

34.Я качу кольцо. ( вечерочная хороводная песня)

Песня водится хороводом, в центре — пара (парень с девушкой). Вес действия выполняются по сюжету песни. В конце пара целуется.

35.Сидел наш Яшенька, (вечерочная хороводная песня)

Песня водится хороводом, в центре — пара (парень с девушкой). Вес действия выполняются по сюжету песни. В конце пара целуется.

36.Там и шли прошли,   (вечерочная игровая песня)
Все действия выполняются по сюжету песни.

37.Как во городе царевна, (вечерочная игровая песня)

Хоровод. Девушка — «царевна», находится в кругу, а «царевич» » за кругом. Все действия выполняются по сюжету песни.

38Скоморох идёт по улице,   (вечерочная игровая песня)
Все действия выполняются по сюжету песни.

39.Маланька ходила, (святочная колядка)

40.Славите, славите,   (святочная колядка)
41.Ой, там на горе, (христославная колядка)

42.Ой, масленица, покажися.   (масленичная песня)

43Ой, масленица, расчестная. (масленичная песня)

44.Боярыня, хозяюшка, (масленичная песня)

45.Девушка по бережку похаживала, (шуточная песня,
приуроченная к масленице)

46Чувиль-виль-виль. (весенняя заклинка)

47.Жаворонушки. (весенняя закличка)

48.Подай, Боже, ключик, (веснянка)

49.А, вы голуби, (духовный стих)

50.Пройдём, братцы,   (волочебная, пелась на Пасху)

51.Давай, кума, покумимся.

( пелась во время девичьего обряда «кумление», на Троицу)

52.Пойдёмте, девки.   (Троицкая песня)

53.Во полюшке. (Троицкий хоровод)

Водится «цепочкой», двигаясь вдоль «улицы», причём движение хоровода начинается с конца и направляется в «ворота», образуемые первой парой.

54.Иванскую ночку,   (купальская)

Запись опубликована в рубрике Дети с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *