Основные направления обучения
Обучение в Школе условно можно разделить на две составляющих: боевую и оздоровительную.
Боевое направление является основным и включает в себя как собственно рукопашный бой, так и другие аспекты личной техники безопасности и самостраховки. Акцент делается на «городской бой», т.е. уличную драку, когда нападение происходит внезапно, атакующих может быть много и они могут быть вооружены.
Оздоровительное направление предполагает получение и закрепление навыков:
— здорового образа жизни (сон, питание, утренняя гимнастика и пр.) и профилактики заболеваний;
— безинструментальной диагностики (осмотр, опрос, ощупывание),
— первичной помощи (и самопомощи) при ранениях и травмах,
— восстановительной (реабилитационной) медицины.
Методические основы
При формировании навыков боевого движения за основу берется русский народный танец во всем его разнообразии. Через призму пляса рассматриваются как отдельные боевые элементы, так и их взаимосвязи и взаимопереходы. Работа в системе русского народного танца — наиболее выраженной форме естественного движения, — тем не менее подразумевает принципиальное отличие от сценического выступления, заключающееся в скрытности и непредсказуемости действий. При этом сам процесс обучения во многом схож с «гражданской» танцевальной культурой.
Оздоровительные подходы опираются на различные гимнастические и массажные техники, в т.ч. активно используются наработки профессора А.Т. Огулова, предполагающие знание анатомии человека, взаимосвязей различных внутренних органов и их проекционных зон и точек на теле.
Основой учебного процесса являются оригинальные гимнастические микро-комплексы, освоив которые, человек в принципе может тренироваться самостоятельно. Речь идет о различных комплексах растяжек, накатываний, шагов, прыжков и т.д. Различные двигательные мини-комплексы строятся на той же танцевальной основе. Статические комплексы и комплексы на развитие силы также опираются на принципы танцевальной культуры.
*Если у обучаемого есть какие-нибудь проблемы со здоровьем или двигательные затруднения, ему специально подбираются соответствующие упражнения, т. е. он работает по индивидуальной программе пока не будет в состоянии включиться в общую схему работы.
Системность Школы
Различные элементы в Школе сводятся в подсистемы, которые, в свою очередь, и образуют целостную систему. Обучающемуся обязательно объясняют взаимосвязи (родственность) между элементами и подсистемами. Например, при обучении освобождению от захватов показывается как этот же рисунок действий «работает» при защите от ударов противника, в ударной технике, в нижней акробатике.
Условия проведения занятий и особенности учебного процесса
Занятия круглый год проходят исключительно на свежем воздухе и жестком покрытии независимо от погодных и температурных реалий. Смена сезонов определяет конкретную тематику занятий (к примеру, если идет дождь, то нижняя акробатика не работается). Занятия на свежем воздухе дисциплинируют, научают носить одежду по сезону и благотворно влияют на состояние здоровья. Помимо этого у обучающегося не возникает границ «спортзал — реальный мир». График — 3 занятия в неделю общей продолжительностью от 2-х часов. Каждое занятие начинается и заканчивается молитвой.
Принципы Школы
Школа опирается на следующие принципы, смысл каждого из которых доводится до обучаемого:
— принципы «каркаса» и «волны»;
— принцип бинарности (двойственности): двойной вдох, двойной выдох, двойной подсад, двойной удар и т.д.
— принцип «обратного»: «хочешь пойти вниз — идеи вверх!»;
— принцип смены осей;
— принцип «уступи место»;
— принцип «игла в вате» и т.д.
Соотнесенность с другими школами и направлениями РБИ
В общем смысле Школа является школой системы русского рукопашного боя. Поэтому со стороны в общем рисунке движений можно увидеть много схожего с другими направлениями РРБ. Общее есть и в названиях элементов: каким-то даются названия, употребляемые в системе Кадочникова, другие название аналогичны названиям из славяно-горицкой борьбы и т.д. Однако при всей схожести Школа имеет свой характерный рисунок движений и, в значительной части, оригинальные методики преподавания.