Словарь русских мифических богатырей

Алеша Попович

Мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алёша Попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение. В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, хотя в воинском мужестве он не уступает любому другому богатырю.

Аника Воин

Богатырь, славный своею силою и опустошительными наездами, гордый, жестокий и самонадеянный. В сказке сражается с самой Смертью.

Асилки(осилки, велеты)

Великаны-богатыри. Жили в древние времена; по некоторым мифам, создавали реки, воздвигали утесы и т.п. Возгордившись своей силой, асилки стали угрожать богу, и были им уничтожены. Мотивы, связанные с асилками (подбрасывание в небо булавы — вызов грома, победа над змеем), наводят на память борьбу Перуна с его противником-змеем.

Баба — Великанка(Лихо)

Лицетворение Лиха (Недоли), жадно пожирающая людей. У нее только один глаз (Одноглазое), ростом выше деревьев. Живет она на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идет Лихо — деревья валит, горы крушит, реки-озера засыпает Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест. Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла. Имя Лихо стало нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», несчастье». «Стал было уже засыпать кузнец, как. дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе» (К.Д. Ушинский. «Лихо одноглазое»).

Богатырь

Существо божественное, и потому наделенное необычайными силами и великанскими размерами, приличными грозным стихиям природы.

Велигора и Вырвидуб

Прозвания, издревле присвоенные богу-громовнику, как рушителю облачных гор и лесов; были вскормлены зверями: один — львицею, а другой — волчихою.

Верни — Гора(Вертигор, Дубодер, Елиня, Лесиня, Бор, Верни-вода, Запри-вода, Поток-богатырь, Медведко, Сила-царевич, Вода)

Богатыри-герои разной силы в славянской мифологии.

Великанка(женщина великая, поленица)

В одном из вариантов русской былины — Святогорова жена, в других — поставлена независимо от Святогора.
«Поленица назад приоглянется,
Сама говорит таково слово:
«Я думала комарики покусывают,
Ажно русские могучие богатыри пощелкивают!»
Как хватила Добрыню за желты кудри,
Посадила его во глубок карман».

Вечорка, Зорька, Полуночка

Три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла. Варианты названий — Вечер, Вечерник; Заря-богатырь, Светозор (и Световит), Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари; Полночь-богатырь, Полуночник. Три богатыря родятся у вдовы в одну ночь — старший с вечера, средний в полночь, а меньшой на утренней заре.

Владимир Красное Солнышко

Мифологизированный образ великого князя в русских былинах. (Историческим прототипом является князь Владимир Святославович).
Это — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя все лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища).
В былинах Киев, двор князя Владимира — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и темные леса, и высокие горы, и быстрые реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.
В Киев съезжаются с разных сторон богатыри: Илья из Мурома, Добрыня из Рязани, Алеша из Ростова. По пути они совершают подвиги, суть которых в устранении опасности на пути к Киеву.
Сам же Киев и прежде всего двор князя Владимира — надежное, защищенное место, где идет нескончаемый (в основном веселый) «почестен пир», на нем напиваются, наедаются, хвалятся, слушают певцов, получают дары от князя и принимают важные решения; здесь же завязываются и споры, конфликты, обиды, требующие своего решения.
Князь Владимир — хозяин, покровитель, даритель, тот, кто ставит богатырям задачи. Былины называют его «красным, солнышком» и «ласковым князем», и эти названия соответствуют характеристикам Владимира: он надо всеми и, по идее, ко всем равно приветлив, заботлив, гостеприимен, мягок. В этом смысле именно он наиболее ярко противопоставлен темным силам, обычно существам змеиной природы, и «солярность» эпитета Владимира — не просто оценочное слово, но актуализация солнечной темы.
Как солнце собирает вокруг себя звезды, так и Владимир собирает вокруг себя всех — членов своей семьи, главных богатырей, всех богатырей, весь народ и опекает их роды.

Вода

Воин, богатырь, герой, предводитель воев (воинов), воевода.

Волотты(велетни)

Исполины непомерной величины и силы.
Из сказок древних видно, что, сверх силы, имели они еще дар неуязвимости. Заметим впрочем, что древние славяне под именем Волотов подразумевали римлян. Слава силы и могущества римского народа представила воображению их в качестве великанов. Простолюдины верят, что в былое время на земле жили люди-исполины и назывались они волоты, «я придет пора, когда станут они называться пыжиками, которые на столько же будут меньше нас, на сколько мы меньше волотов». В Малороссии об этом говорят: «С течением времени люди все мельчают и когда-нибудь сравняются с мурашами: тогда-то и будет конец свету!»

Волхв с братьями

Волхв с братьями Волховцем и Рудотоком были дети Славена, все трое богатыри. Но Волхв был великий волшебник. Он не только разъезжал по реке Волхову, так по имени его названной, и по Русскому морю, но даже плавал для добыч и в Варяжское море. Когда же он был в Славянске, то при приближении неприятелей, оборачиваясь в великого змея, ложился от берега до берега поперек реки, и тогда не только никто не мог проехать по ней, но даже спастись не было возможности.

Горный карлик

Дух, представляемый со спутанными, взъерошенными волосами.

Горыня(Горыныч, Вернигора, Вертигор)

Титан, один из трех богатырей-великанов (Горыня, Дубыня, Усыня), герой русских сказок. Исполинский спутник Перуна. Если Горыня разгуляется, то с гор камни выворачивает, деревья валит, реки запруживает завалами. Горыня обладает сверхчеловеческой силой; в сказках, нарушая природу вещей, помогает главному герою, иногда затрудняет его действия. Захватывает гору, несет в лог и верстает дорогу или на мизинце гору качает. Если предположить, что имя это происходит от слова «гореть», то три богатыря есть воплощение трех стихий: Горыня — огонь, Дубыня — земля, Усыня — вода.

Гримтурсы (великаны инея)

Демоны зимы, враги земледелия и урожаев.

Дивии народы (бич божий)

Великаны разрушительных бурь и гроз.
Мифические сказания о них в средние века были перенесены на суровых, диких кочевников, беспощадно опустошавших русскую землю и названных потому «бичем божьим».

Дивы

Облачные духи, великаны и лешие.
У сербов Див — великан, у болгар — бурный вихрь.
Собственно «див» означает: светлый, блестящий — и принималось славянскими племенами за название небесного свода; но так как, с одной стороны, небо есть царство грозовых туч, а с этими после ними соединялось представление демонов мрака, чудовищных змеев и великанов, и так как, с другой стороны, в самих сверкающих молниях предки наши усматривали падших, низверженных с неба духов, то слово «див» стало употребляться для обозначения нечистой силы и великанов.

Добрыня Никитич

Мифологизированный образ богатыря в русском былинном эпосе.
Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь.
«Средняя» позиция его объясняет подчеркнутость связующей функции у этого персонажа; благодаря усилиям и талантам Добрыни богатырская троица остается восстановленной даже после того, как Илья Муромец и Алеша Попович разделятся.
Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич — воин.
В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто оказывается при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя.
Его «вежество», знание манер постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.

Дубыня (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня)

персонаж восточнославянских сказок; лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство.
«Дубье верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет».
В сказках Дубыня вместе с Горыней и Усыней выступают как положительные персонажи, спутники главного героя, но порой им присущи и отрицательные черты, как слабость и даже предательство.
ДУНАЙ — сильномогучий богатырь.
В былине богатырь Дунай разливается рекою:
«И падал он на нож да ретивым сердцем;
С того ли времени, от крови горячия
Протекала матушка Дунай-река».
Очевидно, что в основе этого мифа лежит предание об исполинах дождевых тучах. Дунай — в представлении древних славян мифологизированный образ главной реки, матери всех рек. Дунай представлялся как главное место, родина, притягивающая к себе все остальные реки; как рубеж, за которым лежит земля богатая, но таящая некую опасность. У южных и западных славян с Дунаем ассоциировались мотивы женщины, изобилия и мирной жизни, культ реки, ее плодотворящих вод.

Еруслан Лазаревич(Руслан, Уруслан Залазарович)

Герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора. В героических странствиях Еруслан Лазаревич вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в том числе с трехголовым змеем, которому в жертву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами.

Илья Муромец(Илья Муровец, Илья Мурович, Илья Муравлении, Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка, Ильюшенка, Илюха, Илейко, Илья Иванович, Илья свет Иванович)

Мифологизированный образ главного героя-богатыря русского былинного эпоса. Многие сюжеты, связанные с ним, складываются в былинный цикл. Он возглавляет всех богатырей и выступает как главный в троице наиболее знаменитых героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что и дает ему право представительствовать за все русское богатырство и выступать от его имени перед Владимиром Красное Солнышко. В нем подчеркивается сила, мужество, верность, надежность, трезвость, мудрость, опытность, справедливость, конструктивность многих его действий и даже известное миролюбие. Основной эпитет Ильи Муромца в былинах «старый», «старой» (изображение седобородым стариком, едущим по полю на белом коне) подчеркивает сочетание уверенной силы, нравственного опыта, житейской мудрости. Этот богатырь в русском предании заступает место бога-громовника Тора: великан, над которым он пробует силу своих ударов, как будто сросся с горою: ему нет места на земле — так он громаден и тяжел. Илья Муромец победил Святогора. Вместе с тем крестьянское происхождение его, расчистка им земли под поле, особая связь с Матерью Сырой Землей, освобождение богатств из-под власти «атонического» противника сближает этот образ со святым Ильёй как покровителем плодородия. Также об Илье Муромце и богатырской заставе см. выше Алеша Попович.
Тайна кургана «Гульбище» — неведомый богатырь земли Черниговской Много исторических тайн хранят Болдины горы (Чернигов). Одна из них связана с курганом «Гульбище», находящимся в восточной части Болдиных гор. Эта огромная, окружённая рвом насыпь высотой 8,5 м была раскопана экспедицией археолога Дмитрия Самоквасова в 1872 году. Результаты раскопок превзошли самые смелые ожидания профессора! Были обнаружены погребения мужчины, женщины и коня, а также разнообразные предметы, сопутствующие погребальному обряду кремации наших предков-язычников накануне крещения Руси. Один из скелетов принадлежал, по всей видимости, дружиннику. Среди разного воинского снаряжения наиболее впечатляющей находкой был необычайно большой меч — самый большой из найденных древнерусских мечей. Его общая длина с рукояткой — 126 см. Клинок шириной 6,5 см имел длину 105 см, массивную рукоятку украшали серебряные насечки и три ряда камней. Для сравнения: в X веке древнерусские мечи обычно имели длину 85-90 см. Для свободного владения мечом, найденном в кургане «Гульбище», воин должен был иметь рост не менее 215 см (в те времена обычный мужской рост был порядка 145-150 см; рост Александра Невского, на голову возвышавшегося над толпой, был 158 см). О богатырском телосложении неизвестного дружинника свидетельствуют и другие предметы воинского снаряжения, найденные в кургане: большой шлем, огромная кольчуга и массивный щит, окованный медью и украшенный серебряными бляхами. Стремена всадника были на треть больше обычных. Ещё один из предметов, обнаруженных при раскопках, удивляет своими размерами. Деревянное ведро, из которого дружинник поил коня и пил воду сам, судя по сохранившимся железным обручам, имело диаметр 40 см. Обычное ведро, притороченное к седлу всадника, имело гораздо меньшие размеры — от 17 до 25 см в диаметре. Но кто он был по имени, этот богатырь земли Русской?
Некоторые из черниговских экскурсоводов, остановив перед Гульбищем группу туристов, заявляют без обиняков, что в этом кургане был похоронен Илья Муромец — вместо того, чтобы сказать, что тут покоились останки богатыря, подобного былинному Илье Муромцу. Некоторые основания для подобного заявления всё-таки имеются. Во многих былинах имя этого сказочно сильного богатыря неоднократно упоминается в связи с теми или иными событиями в Чернигове или возле него. Вот отрывок одной из былин:
«И поехал в путь свой к славному граду Киеву и подъезжает к граду Чернигову. А под тем градом Черниговом стоит войско босурманское, что ему и сметы нет. И Чернигов град осадили и хотят его вырубить и божие церкви на дым пустить, а самого князя Киберского и воеводу черниговского в нем взять. И той великой силы Илья Мурамец ужаснулся, однако положил на волю создателя своего Господа Бога, и вздумал положить главу свою за веру христианскую. И стал побивать силу босурманскую, в полон взял и ведет во град Чернигов. И встречают из града Чернигова граждане с честию». Еще одна былина говорит:
«Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно 30 лет, не пропускал ни конного ни пешева, а убивал не оружием, но своим разбойничьим свистом».
(Разбойник по имени Соловей — это историческое лицо.)
Далее в былине рассказывается, как Илья ранил и пленил Соловья-разбойника.
Неоднократное упоминание Чернигова в былинах и сказках об Илье Муромце неслучайно.
Цикл былин об Илье Муромце складывался многими столетиями и по ходу времени обрастал все новыми и новыми эпизодами жизни и подвигов мифического персонажа.
В первых былинах, составленных много веков назад, фигурируют названия только трех городов: Мурома, Чернигова, Киева. В первых же былинах описывается освобождение Чернигова от осады его босурманами, поездка Ильи Муромца из Чернигова на Киев через Брянские леса, в которых он пленил Соловья-разбойника. А Муром упоминается только как место рождения Ильи. Между тем, на половине пути от Чернигова до Киева, на старой Киевской дороге, есть село Моровск, которое упоминается в летописях как древнерусский город, имевший несколько названий: Муромск, Моравейск, Моривейск, Моравийск и, наконец, Моровск. От названия древнего города Муромск (ныне село Моровск) Илья мог вполне получить прозвище Муромец. Происхождение прозвища «Муромец» могло быть связано только с двумя городами: или с Муромом, который находился далеко от Чернигова, дальше современной Москвы, или с Муромском на землях Черниговского княжества. Некоторые полагают, что обнаруженные в кургане «Гульбище» останки — это останки богатыря, послужившего праобразом былинного богатыря Святогора, тело которого с трудом вынашивает мать-сыра земля. Этот Великий богатырь был ярко описан в Славянском эпосе, в т.ч. в былине об Илье Муромце. Конечно, там его размеры и сила преувеличены, но человек-великан на самом деле ходил по земле русской.

Кроснята

Карлики у кашубов; живут в подпольях избы, хлева или сарая.
Кроснята подменивают по ночам некрещеных младенцев, и потому если есть в семье карло, то обыкновенно думают, что кроснята похитили у родителей их настоящего ребенка, а взамен положили в люльку своего.

Лазавики(одноглазые старички)

Карлики, живущие в болотах; ростом не более ноготка, с аршинною бородою и кнутом в семь саженей. Когда они расхаживают по трясине, глаза их сверкают как огоньки.

Лихо одноглазое

Великан; «стоит великолюд да сосновою колодою загоняет овец в хлев; ростом выше самого высокого дуба, во лбу один глаз».

Лыбеде(Белая лебедь)

В восточнославянской мифологии сестра трех братьев — родоначальников племени полян: Кия, Щека и Хорива. Древнерусское предание о происхождении полян (в «Повести временных лет») родственно мифологическому сюжету, в котором участвуют три брата и сестра: в русской сказке — богатырша Белая лебедь, владелица живой воды и молодильных яблок, за которыми посланы братья; ее имя могло быть преобразовано из первоначального под влиянием мифологического мотива превращения богатырши в птицу.

Людвики

Карлики, обитающие в горных пропастях, питаются яствами, приготовленными из чистой меди, серебра и золота.

Людки (пикулики)

У лужичан карлики называются людками, т.е. маленькими людьми; это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах. Людки — искусные музыканты, любят танцы и являются на сельские празднества. У словаков их называют пикулики — мужички ростом с палец, но весьма сильные, поселяются на людских дворах — в какой-нибудь норе, приносят своему хозяину золото, деньги, хлеб и даруют его лошадям здоровье и сытость.

Марухи

Беспокойные домовые карлики, занимающиеся пряжею.

Мальчик с пальчик (мизинчик, корочун, мужичок-с-кулачок, пальчик, Покатигорошек, мужичок-с-ноготок, сам-с-перст)

Мифический образ; нежное и прекрасное существо, по свидетельству русской сказки он нарождается на свет от случайно отрубленного пальца его матери (т.е. под ударом Перунова меча облачная жена теряет свой палец). Если Мизинчик и подвергается разным опасностям ради своей ничтожной величины, то вследствие той же особенности, а также вследствие своей догадливости и лукавства всегда ловко выпутывается из беды. На Руси ему присваивается имя корочуна.
В одной из сказок его называют Покатигорошек, потому что он рождается от горошины, как плод от семени (мать его, увидев горошинку, проглотила ее и сделалась беременной). Длиннобородый карлик в русских сказках называется мужичок-с-ноготок, борода-с-локоток, или сам-с-перст, борода-на-семь-верст.

Микула Селянинович

Мифологизированный пахарь-богатырь в русских былинах. Другие богатыри не могут победить Микулу Селяниновича, потому что его любит «мать сыра земля». Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда и сословного статуса. В былинах крестьянин Микула Селянинович посрамляет князя с его дружиной, которые на конях не могут угнаться за его плугом, не могут вытащить оставленный им в земле сошник и т.д.

Мороз Трескун (Студенец)

Великан, который входит в чугунную, докрасна накаленную баню, в одном углу дунул, в другом плюнул, гладь — уже везде иней да сосульки висят!

Незнайко

Богатырь русской сказки Незнайко точит кровь из задней ноги своего чудесного коня, окропляет ею опустошенный сад, и где только падали кровяные капли — там вырастают роскошные цветы и деревья: эпизод, по своему значению совершенно тождественный с преданием, будто богатырские кони ударом своих копыт выбивают источники живой воды. В другом эпизоде Незнайко, преследуемый злою мачехою, должен удалиться из-под родной кровли и скрыть на время свои золотые кудри, молодость и красоту под бычачьими пузырем и шкурою (т.е. солнце заволакивается зимою туманами и облаками), но когда срок испытания окончится, юноша во всем блеске своей красоты вступает в благословенный союз с прекрасною царевною-Землею.

Нокоть

Длиннобородый карлик, существо демоническое; злоба, хищность и жадность — его отличительные черты. Поселяется в болотах — там же, где обитают нечистые. До сих пор существует выражение: «Нокоть те дери!».

Объедало

Великан, который разом пожирает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами и все кричит: мало!

Опивало

Великан, которому целое озеро на один глоток станет; опорожнить сорок огромных бочек вина — для него сущая безделица!

Полкан

Богатырь чудного телосложения. Он до половины был муж, а от пояса до низа конь. Бегал крайне быстро; облечен был в латы; сражался стрелами. Он охранял солнечных коней Святовида, коней богов солнца или бога-громовержца.

Попел (Пепел)

Легендарный князь, изгнанный за неправедность своими соперниками из рода Котышки и заеденный мышами.
В восточнославянской сказке Иван Попялов двенадцать лет лежал в пепле, затем, стряхнув с себя шесть пудов пепла, убил «змеиху», а пепел ее рассыпал. Змееборец превращается в кота, подслушивая разговор змеихи с ее дочерьми.

Святогор — Богатырь

Отождествляется с исполином-громовником, обитающим в святых горах, т.е. тучах. Сила его — необычайная. Самому громовнику не всегда совладать с этим богатырем титанической породы. Святогор известен как богатырь русского былинного эпоса, который выступает в некоторых встречах с Ильей Муромцем.
Святогора в былинном эпосе представляют огромным великаном, «выше леса стоячего». Его тело с трудом вынашивает мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а проживает на высоких Святых горах. Если Святогор пускается в дорогу, то мать-сыра земля сотрясается — леса колышутся и реки выливаются из берегов. Действительно, раскопки кургана «Гульбище» (Чернигов) показали, что на Руси был какой-то великан-богатырь, которого пытаются отождествить со Святогором или Ильей Муромцем — см. выше Илья Муромец.

Скороход

Великан, который на одной ноге идет, а другая к уху подвязана; если же захочет воспользоваться обеими ногами, то за один шаг весь свет перешагнет.

Стрелок

Великан, который на тысячу верст так метко попадает в цель, что ему ни по чем попасть в глаз мухи.

Усыня (Усыныч, Усынка, Крутиус)

Великан, охраняющий проход в пепельное царство; персонаж русских сказок, сопоставим с образом дракона или змея, запруживающего воды своими «плечами».
Слово «усы» предположительно является переносом названия плеча.
Усыня «спер реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут. сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат».

Царь Девица (Царевна-золотая коса, Марья Моревна, Ненаглядная Красота)

дочь Морского царя.
Царь-девица — красоты неописанной, силы непомерной, и тешится вместе с своим воинством из храбрых дев богатырскими играми и подвигами.
В одном из списков русской сказки ее называют Лебедью.

Чудовище

Исполин, владыка небесных источников и лесов

Чуткой

Великан, у которого слух так тонок, что он слышит, как трава растет; прилегая ухом к земле, он узнает, что на том свете делается.

Источник: http://artsgtu.narod.ru/bogatir.html

Запись опубликована в рубрике СтАрина. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *