Виды народных плясов и танцев

ВИДЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЛЯСОВ И ТАНЦЕВ

Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями. Русский народный танец раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувства, мысли и настроение.

Классификация русских народных танцев происходит по их устойчивым признакам и хореографической структуре. По совокупности этих признаков можно предположить, к какому виду принадлежит танец. Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, а они в свою очередь, выделяют в себе еще несколько видов.

*********************************** ХОРОВОДЫ ***********************************
Хоровод — это самый распространенный, самый древний вид русского танца. Его основа — круг, что является подобием круга солнечного, его движение по ходу солнца (хождение за солнцем — «посолонь») берут свое начало из древних обрядов и игрищ славян, славящих могущественную солнечную стихию — источник Жизни.

В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Он собирает и объединяет большое число участников. Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.

ЦЕЛЬ вождения хороводов — взаимосвязь человека (мира середнего) с Богом (миром верхним), что даёт возможность быть включённым в жизненный цикл мира, вселенной. Выстраивание вертикальной связи.

1. ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласую свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности — «завивание капустки», «заплетение плетня». Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

2. ИГРОВЫЕ.

Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа. В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.

ХОРОВОДЫ-ШЕСТВИЯ

1) «СТРЕЛОВЫЕ» — распространены на территориях юга, запада России, территория Беларусско-Черниговского и Гомельского пограничья, у переселенцев живущих на Урале и Сибири, а также Д.Восток;

2) «УЛИЦА», «проходная разлука», — распространены на Севере России, Урале и Сибири.
Цель — шествие движется к месту проведения основных, больших хороводов (лужайка, берег реки, поле, за деревню и др.)

Начинается шествие как правило в деревне и служит знаком сбора на хороводные гуляния.

БОЛЬШИЕ ХОРОВОДЫ.

1) круговые. Соответственно те хороводы которые водятся кругом, сюда же включаются южно-русские карагоды и танки (кроме «стеношных»);

2) орнаментальные. Посредством движения создаются различные рисунки «столбы» (Усть-Цилемские), «город» (пример «Чёрный ворон воду пил»), «улитка», «корзиночка», «цветок» и т.п;

3) стенка на стенку, «стеношные».
Хоровод расположен в виде двух шеренг стоящих друг против друга (пример: «Как во Томской во губерни», «А мы сеяли лён», «Просо»);

ИГРОВЫЕ ХОРОВОДЫ.

К ним относятся хороводы разыгрывающие какое-либо драматическое или комедийное событие, а также аграрная тематика. В игровых хороводах может присутствовать ряжение. По мнению одной из мифологических школ в фольклористике, эти хороводы есть воспоминание и воспроизведение протомифа.
Примеры: «Кострома», «Козёл», «Бояре» и практически все святочные хороводы);

ПАРНЫЕ ХОРОВОДЫ.

К ним можно отнести хороводы, где должно учавствовать чётное количество участников, как правило парень-девушка. Такие хороводы отличаются «многоколенностью». Примером могут служить: «Из бору, бору», «Груня», «Не летай мой соловей», «Я у батюшки жила». Здесь мы можем наблюдать процесс перехода из древней (простой) формы к новой, более сложной и многоступенной, танцевальной. Кстати, Усть- Цилемская «Горка» является ярким примером.

1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ
В этом типе хоровода ярче всего разворачивается фантазия исполнителей главных ролей хоровода (например, «Заинька», «Как у бабушки козел», «Теремок», «Летал, летал воробей»).

2. КРУГОВЫЕ
Круговые хороводы самые распространенные в России. И это не случайно. Ведь круг – это символ солнца, законченный круг жизни человека, тесным образом связанный по древним поверьям с миром наших предков. Примерами являются хороводы «Ванюша мой», «Как у дяди Трифона», «Заря-заряница».

3. «СТЕНКА НА СТЕНКУ».
Такие хороводы берут свое начало от кулачных боев, когда молодые парни выстраивались «стеною» и «деревней» на «деревню» выходили меряться силами. Яркими примерами этого типа являются хороводы «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли».

4. Четвертый тип игрового хоровода имитирует процесс ПЛЕТЕНИЯ, его иногда называют петлеобразным. Виды движения здесь встречаются самые разнообразные, каждый раз мы как бы наблюдаем за тончайшим переплетением узорной вязи. В этом типе хоровода сказывается тесная связь с народным традиционным бытом русской деревни – с прядением, ткачеством, вышивкой. Отсюда и богатство, и разнообразие движений («Капустка», «Ходи в петли», «Чижик»).

*Источник https://vk.com/topic-75862397_30493957

************************************ ПЛЯСКА ************************************
Сейчас наиболее распространенный вид русского народного танца это пляска. К Русским пляскам относят хоровод, игровые пляски, импровизированные пляски и танцы, выполненные с определенной последовательностью фигур.

Каждое движение в пляске не лишено смысла. Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также вниманием к партнерше. Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и грациозностью, а также эмоциями и задором.

Пляски исполняются не только под песни, но и под инструментальное сопровождение.

ОДИНОЧНАЯ ПЛЯСКА
Исполняют как женщины, так и мужчины, показывая при этом все свое мастерство и изобретательность. Исполнитель через пляску передает все свои чувства и эмоции, воплощает образы.

ПАРНАЯ ПЛЯСКА
Чаще всего парную пляску исполняют молодые девушка и парень. Ее содержание — это, как диалог влюбленных. Иногда это свадебные пляски, а иногда это лиричная постановка, отражающая в себе любовь, ревность и легкую обиду. В таком танце много чувств и буря эмоций.

ПЕРЕПЛЯС
Это соревнование между танцорами в ловкости, силе и изобретательности. Каждый танцор показывает свою индивидуальность. Раньше в переплясе участвовали только парни, сейчас же участие принимают и девушки. Чаще всего перепляс исполняется под общеизвестные мелодии и песни. Сейчас также вошло в моду соревнование между целыми группами танцоров, когда несколько человек пляшут с одной стороны сцены и несколько с другой, но при этом задачи перепляса сохраняются.

МАССОВЫЙ ПЛЯС
Здесь нет никаких ограничений, ни в количестве участников, ни в их возрасте. В массовом плясе могут участвовать как два человека – один против другого, так и тройки и четверки участников, танцующие друг против друга. Основная задача в массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник. Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса, постепенно переходя от одного к другому.

ГРУППОВАЯ ПЛЯСКА
В групповой пляске состав ограничивается отдельной группой исполнителей, как большой, так и маленькой. Такие пляски имеют определенное построение. Групповые пляски очень богаты рисунками и фигурами, а также своим содержанием и сюжетом.

************************************ КАДРИЛЬ ************************************
От традиционных плясок кадриль отличает своеобразное построение и четкое разделение на пары и фигуры. Свои корни кадриль берет от французского салонного танца. Русская кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок. В кадрили принимает участие только четное количество пар, но их число не ограничено.

Часто в кадрили исполняются частушки, либо всеми исполнителями одновременно, либо по очереди, передавая эстафету от одного к другому. В кадрили каждая фигура отделяется одна от другой, как правило, музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.

Кадриль появилась в конце 18 века. Ее первоначальное название Le Pantalon. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок.

КВАДРАТНАЯ КАДРИЛЬ
Исполняется четырьмя парами, стоящими квадратом. Передвижения и переходы осуществляются исключительно путем обмена местами по диагонали.

ЛИНЕЙНАЯ КАДРИЛЬ
Участниками танца являются 2 или 16 пар, которые расположены по линии, в шахматном порядке.

КРУГОВАЯ КАДРИЛЬ
Участвовать могут 4, 6, 8 пар, которые располагаются по кругу, и движение идет как по часовой, так и против часовой стрелки.

Источник: https://vk.com/topic-75862397_30528602

Запись опубликована в рубрике Боевой пляс с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *